Здравствуйте, уважаемые мои читатели! В прошлой статье в рамках рубрики «Школка» мы говорили о заголовках. Сегодня настала пора разобраться, что такое подзаголовок текста, каким он бывает, стоит ли заострять на нем внимание и уделять время этой безделице. Давайте, чтобы вам сразу стало понятно, о чем конкретно будет идти речь в данной статье, я представлю вам ее план-оглавление.
Что такое подзаголовок текста и 5 рецептов его приготовления
Подзаголовок H2 — что это? Две стороны одной медали
Подзаголовки, названия разделов и SEO-продвижение: когда нельзя, но очень хочется…
Названия подразделов и читабельность текста: статисты или солисты
Рецепты успешного подзаголовка: аппетитно и с хрустящей корочкой
Берите простую основу — релевантность
Применяйте острые специи — слова-тизеры
Используйте точные дозировки ингредиентов — цифры
Подавайте блюда в одном стиле— параллелизм
Помните о SEO-звездах Мишлена — ТОПе выдачи
Подзаголовок H2 — что это? Две стороны одной медали
Скромная фраза, оформленная тегом Н2 — подзаголовок. Под этим термином скрываются два понятия. Во-первых, так называют предложение, которое дополняет и расшифровывает заглавие всего материала. Во-вторых, подзаголовками в веб-райтинге именуют названия отдельных структурных частей текста — разделов, подразделов и так далее.
И в том, и в другом случае при html-разметке их «заворачивают» в h2-тег. Должно быть, именно поэтому в головах копирайтеров случается иногда путаница и неразбериха: о чем идет речь в той или иной статье? Ведь по своей сути подходы к созданию этих двух видов подзаголовков разнятся, и зачастую довольно значительно.
Чтобы хотя бы в рамках данной статьи не путать эти понятия, давайте условимся первый называть именно подзаголовком, а все последующие — названиями разделов.
Известный рекламист Джозеф Шугерман считал, что роль подзаголовка статьи – дополнить информацию, которую читатель почерпнул из заголовка. Все правильно. С этим не поспоришь и в реалиях сегодняшнего дня. А вот названиям разделов он же отводил лишь функцию визуального «облегчения» текста, то есть улучшения его читабельности. Согласимся ли мы с ним опять? Скорее всего — не полностью.
Не будем забывать, что знаменитому копирайтеру не приходилось заботиться об интернет-продвижении своих текстов. Он – счастливчик – не задумывался о том, что такое SEO и не морочил себе голову ключами, релевантностью и конкурентностью поисковых запросов. Но мы-то с вами, коллеги, ни на секунду не должны забывать о всевидящем и беспристрастном «третьем глазе» – наблюдении поисковиков. В связи с этим встает вопрос: можем ли мы упускать прекрасную возможность напомнить роботам о своем существовании?
Подзаголовки, названия разделов и SEO-продвижение: когда нельзя, но очень хочется…
Итак, нужно ли «фаршировать» подзаголовки ключевыми словами? Ведь мы так хотим, чтобы роботы нас поняли правильно. А помните, о чем мы говорили в статье про заголовки применительно к тайтл и Н1? Мы условились использовать ключ в прямом вхождении в title, в разбавленном, обратном или морфологическом — в заголовке Н1. Вот и хватит. Далее будем следовать заветам великих: в подзаголовке уточняем тему и вовсю стараемся пробудить в читателе интерес и подтолкнуть его к нашей «ледяной горке».
А что же названия разделов? Их мы тоже оставим без seo-наполнения? Нет, друзья-товарищи. Вот тут мы дадим своему «хочется» немного послабления. Дело в том, что раньше, до эпохи Ренессанса LSI в продвижении, не возбранялось выделять ключевики тегом <strong>, то есть жирным шрифтом. Теперь это моветон. А вот вставить ключи в теги h2, 3, 4, то есть туда, где роботы их стопроцентно распознают, не запрещено. Так как же не воспользоваться такой возможностью? Только, чур, аккуратно. Естественным, так сказать, образом: не в каждое название раздела и не в прямом вхождении. А еще там же очень полезно использовать слова и фразы из шлейфа. О том, что такое шлейфовые запросы можно прочитать в записи «Как написать сео-статью правильно».
Названия подразделов и читабельность текста: статисты или солисты
В статье о читабельности текстов я, в полном соответствии с шугермановским постулатом, упомянула о подзаголовках как элементах графического оформления материала. Но, конечно же, я отнюдь не считаю, что названиям разделов отведена лишь эта роль второго плана. В пределах своей маленькой истории (раздела) они могут и должны солировать, то есть выполнить функцию полноценного заголовка.
В зависимости от стиля изложения названия разделов могут быть предельно краткими, но информационно насыщенными или, напротив, манить недосказанностью, возбуждать любопытство. И кто возьмет на себя смелость заявить, что первый вариант безоговорочно лучше и читабельнее второго? А самым оптимальным мне представляется случай, когда в рамках одного названия удается совместить четкое указание на его тему и толику интриги. Ведь даже самый наисерьезнейший текст имеет право быть легким и интересным.
Заголовки структурных частей статьи по идее должны выполнять для посетителей роль указателей-навигаторов (как пелось в симпатичной детской песенке: «где какая рыба и почем»). А вот для автора я сравнила бы их с вехами на болоте. Чтобы не уйти от темы в непролазную топь рассуждений «вокруг, да около», нужно четко следовать самим собой же расставленным знакам — здорово дисциплинирует.
Рецепты успешного подзаголовка: аппетитно и с хрустящей корочкой
Подытоживая вышесказанное и, надеюсь, разобравшись, что такое подзаголовок текста, давайте теперь попробуем сформулировать для себя рекомендации по его составлению-оформлению-приготовлению.
Берите простую основу — релевантность
Да, именно она — релевантность, то есть соответствие теме и поисковым запросам, должна стоять во главе угла любого заголовка-подзаголовка. Творческий подход, конечно, должен иметь место. Но грош цена «креативному» названию, если за его красивым фасадом не просматривается тематика самого сообщения.
Применяйте острые специи — слова-тизеры – дозированно
Тизер в переводе с англ. — дразнилка — ассоциируется у большинства из нас с желтой прессой, чем-то не вполне приличным, на грани «фола», как говорится. На самом деле это профессиональный журналистский прием. Как любая приправа в кулинарии, которая улучшает вкус блюда при ее строго дозированном применении, так и слова-магнитики повышают интерес к материалу. Тут главное — не перебрать с остротой. Важно, чтобы вау!-эффект не подменял содержательности.
Людям всегда будут интересны скидки, акции, новое, экономия, выгода, быстрота, легкость и тому подобное. Понятно, о чем я толкую? Но обещать им можно лишь то, что они получат в действительности. Тогда и вы, в свою очередь, получите преданных читателей.
Используйте точные дозировки ингредиентов — цифры
Не открою Америки, если напомню вам, уважаемые коллеги, что названия-подзаголовки отлично работают, когда в них используют числа. Ну, любим мы – люди, когда нам предлагают конкретику. «100 убойных шаблонов», «10 проверенных способов», «3 причины» — подавляющее большинство из нас кликнут в первую очередь по таким позициям в выдаче. Так зачем же упускать это преимущество?
У «цифры» есть еще и бонус для автора. Она поставит ему рамки-ограничители и не позволит растекаться мыслью… по просторам интернет-галактики.
Подавайте блюда в одном стиле— параллелизм
Вот это сложное слово «параллелизм» — оно также из лексики журналистов. Но нам — веб-райтерам — его тоже нужно запомнить. Сейчас объясню по-простому.
Заголовки одного уровня должны быть оформлены в одном стиле. И сейчас я имею в виду не начертание и цвет (это — само собой), а стилистику речи.
- Написали первый подзаголовок в форме вопроса? Во все последующие, будьте любезны, ставьте вопросительное слово.
- Начали с повелительного наклонения глагола, не переходите на сослагательное.
- Поставили во главу угла свойство, определение — продолжайте в том же духе.
Этот же принцип хорошо использовать и в списках (см. мой — все три пункта начинаются с глагола в изъявительном наклонении).
Помните о SEO-звездах Мишлена — ТОПе выдачи
Опять и снова об оптимизации… Ну, а куда ж мы без нее? В рамках этой и других статей я говорила уже об этом, но рецепт «вкусного» подзаголовка немыслим без «ключевых» ингредиентов. Сео-звезды — предел наших мечтаний — достаются только тем, кто никогда не забывает о ключах. Об этом нужно помнить всегда, но держать себя в границах здравого смысла.
Удачи вам, коллеги, на вашей творческой кухне. Пусть ваши названия и подзаголовки всегда будут аппетитными, «с хрустящей корочкой и нежные внутри», как это фуа-гра.
Ваш гид по государству Копирайтинг GALANT.
Любаша, да совсем не сложно, а интересно — придумать привлекательное название.
В Н1 и Н2 можно (нужно) вставлять ключи, а в Н3-Н6 нет смысла, так как они воспринимаются Яндексом только как элемент структурирования текста.